Перцепция - это своеобразное отражение вещей и ситуаций действительности. Здесь важную роль играет возраст воспринимающего индивида. Восприятие помогает сформировать целостный образ предмета. В психологии такое явление позволяет узнать, как человек видит ситуацию и какие делает выводы из общения с окружающим миром.

Что такое перцепция?

Восприятие является познавательной функцией, которая помогает в формировании индивидуального восприятия мира. Перцепция - это отражение явления или объекта, это стержневой биологический процесс . Такая функция приобретается через органы чувств, участвующих в формировании персонализированного целостного образа предмета. Она влияет на анализаторы с помощью целого ряда ощущений, вызываемых перцепцией.

Восприятие = это популярный предмет психологического исследования. Простыми словами такое отражение действительности означает понимание, познание, формирование в сознании целостного образа какого-нибудь явления. Восприятие не может существовать без отдельных ощущений, но оно является существенно другим процессом. Например, вы можете просто слышать звуки, либо внимательно слушать, вы можете просто видеть или целенаправленно смотреть, наблюдать.

Виды перцепции

В зависимости от органов восприятия перцепция бывает:

  1. Зрительной . Движение глаз человека скачкообразно, так человек обрабатывает полученную информацию. Но когда оно останавливается, начинается процесс зрительного восприятия. Такой вид восприятия поддается влиянию ранее выработанного стереотипа. Например, если человек привык все время бегло пробегать текст глазами, ему сложно будет в дальнейшем научиться глубинно прорабатывать материал. Он может не заметить большие абзацы текста, а потом при опросе ответить, что их и вовсе не было в книге.
  2. Осязательной . Такая функция отвечает за регулировку, контроль и коррекцию рабочих движений рук. Такой вид восприятия основан на тактильных, температурных и кинетических ощущениях. Но орган восприятия в таком случае – рука, которая с помощью ощупывания помогает узнать отдельные признаки предмета.
  3. Слуховой . В слуховом восприятии у человека важное место занимают фонематическая и ритмико-мелодическая системы. Человеческое ухо в отличие от животного гораздо сложнее, богаче и подвижнее. Такое понимание активно задействует моторный компонент, но такой компонент выделен в особую отдельную систему. Например, пропевание голосом для музыкального слуха и проговаривание для речевого слуха.

Помимо вышеперечисленных видов перцепции существуют еще два, в которых информация отражается не через органы чувств, а через понимание:

  1. Пространства, расстояния, отдаления, направления предметов, расположенных от нас и друг от друга.
  2. Времени – это длительность, скорость и последовательность событий. У каждого человека есть свои внутренние часы, которые редко совпадают с суточным ритмом. И чтобы человек мог воспринимать этот ритм, он использует дополнительные внешние признаки и анализаторы.

Закон перцепции

Восприятие = это чувственное отображение предмета или явления. Общение как перцепция - это механизм для его начала, так как любой процесс общения начинается с восприятия людей друг другом. А процесс восприятия, согласно закономерности социальной перцепции, строится в форме суждения об объекте. Известный психолог Н.Н Ланге разработал специальный закон перцепции, согласно которому восприятие – это быстрая смена определенного обобщенного восприятия предмета более конкретным.

Перцепция в философии

Перцепция в философии - это чувственное понимание, отражение вещей в сознании посредством органов чувств. Такое понятие имеет несколько категорий:

  1. Внутреннее восприятие, с помощью которого человек осознает, где находятся его конечности, сидит он или стоит, подавлен ли он, голоден или устал.
  2. Внешнее восприятие, для которого используется зрение, слух, прикосновение, запах, вкус.
  3. Смешанное восприятие, которое проявляется посредством эмоции или каприза.

Что такое перцепция в психологии?

Перцепция в психологии - это познания. С помощью такого восприятия человек может мысленно сформировать цельный образ объекта. Другими словами, такое отражение действительности представляет собой уникальное сенсорное отображение, которое формируется посредством:

  • мотивации;
  • установки;
  • опыта;
  • личностных особенностей воспринимающего;
  • познания мира через призму понимания собственного «Я».

Социальная перцепция

Социальная перцепция - это целостное понимание социальных объектов. Она изучает манеры поведения между людьми с различным уровнем развития. Для того чтобы можно было познать и понять другого человека, существуют определенные механизмы социальной перцепции, они представлены:

  • идентификацией, когда человек начинает вести себя, таким образом, каким, согласно его мнению, мог бы повести себя его собеседник;
  • , когда человек копирует эмоциональный настрой собеседника;
  • аттракцией, которое проявляется в виде любви или дружбы;
  • рефлексией, когда человек начинает видеть себя глазами собеседника;
  • стереотипизацией, когда человек воспринимает своего собеседника как часть какой-либо социальной группы, сообщества;
  • каузальной атрибуцией, когда человека наделяют определенными качествами сообразно его поступкам.

Социальная психология – наука, изучающая механизмы и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включенностью в социальные группы и общности, а также психологические особенности этих групп и общностей

Психология обычно понимается как наука о человеческом поведении, а социальная психология – как раздел этой науки, имеющий дело с человеческим взаимодействием. Первостепенной задачей науки полагается установление общих законов путем систематического наблюдения. Социальными психологами такие общие законы разрабатываются для описания и объяснения человеческого взаимодействия.

Само сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук – психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус, который приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет много различных причин. Главной из них является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. С одной стороны, любое общественное явление имеет свой «психологический» аспект, поскольку общественные закономерности проявляются не иначе как через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей.

С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания.

Актуальность темы обусловлена тем, что процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

Объектом исследования является взаимодействие людей между собой посредством перцептивной стороны общения.

Предмет исследования – социальная перцепция, как социально-психологический аспект взаимодействия.

Целью работы является изучение структуры и механизмов социальной перцепции.

Понятие социальной перцепции

социальный перцепция мимика открытость

Возникновение и успешное развитие межличностного общения возможно лишь в том случае, если между его участниками существует взаимопонимание. То, в какой мере люди отражают черты и чувства друг друга, воспринимают и понимают других, а через них и самих себя, во многом определяет процесс общения, отношения, складывающиеся между партнерами, и способы, с помощью которых они осуществляют совместную деятельность. Таким образом, процесс познания и понимания одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения, условно она может быть названа перцептивной стороной общения.

Социальная перцепция – одно из наиболее сложных и важных понятий социальной психологии. Можно даже утверждать, что оно является одним самых значительных вкладов социальной психологии в современную и перспективную психологию Человека.

Его близость к общепсихологическому понятию «перцепция» ограничивается названием, самыми общими житейскими смыслами и тем, что и то и другое имеет отношение к механизмам и феноменам восприятия человеком различных явлений. На этом сходство исчерпывается. Перцепция – теоретическое понятие, характеризующее искусственно выделенный фрагмент целостного процесса познания и субъективного осмысления человеком Мира. Социальная перцепция – сложное, многосоставное понятие, пытающееся объяснить уникальное явление познания и понимания людьми друг друга.

Понятие социальная перцепция было впервые введено Дж. Брунером в 1947 году, когда был разработан новый взгляд на восприятие человека человеком.

Социальная перцепция – процесс, который возникает при взаимоотношении людей друг с другом и включает восприятие, изучение, понимание и оценку людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп или социальных общностей.

Понятие «социальная перцепция» включает все то, что в общепсихологическом подходе принято обозначать различными терминами и изучать отдельно, пытаясь затем из кусочков слепить целостную картину психического мира человека:

– собственный процесс восприятия наблюдаемого поведения;

– интерпретацию воспринимаемых в терминах причин поведения и ожидаемых последствий;

– эмоциональную оценку;

– построение стратегии собственного поведения.

Социальная перцепция – это образное восприятие человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Образ существует на уровне чувств (ощущения, восприятия, представления) и на уровне мышления (понятия, суждения, умозаключения).

Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. и понимался как социальная детерминация перцептивных процессов.

Социальное восприятие включает в себя межличностное восприятие (восприятие человека человеком), которое состоит из восприятия внешних признаков человека, их соотнесения с личностными качествами, интерпретации и прогнозирования будущих действий. В качестве синонима в отечественной психологии часто употребляют выражение «познание другого человека», считает А. А. Бодалев. Применение такого выражения оправдано включением в процесс восприятия другого его поведенческих характеристик, формированием представления о намерениях, способностях, установках воспринимаемого и т. д.

Процесс социальной перцепции включает две стороны: субъективную (субъект восприятия – человек, который воспринимает) и объективную (объект восприятия – человек, которого воспринимают). В ходе взаимодействия и общения социальная перцепция становится взаимной. При этом взаимопознание направлено в первую очередь на понимание тех качеств партнера, которые наиболее значимы для участников общения в данный момент времени.

Отличие социального восприятия: социальные объекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту восприятия. Социальные образы всегда имеют смысловые и оценочные характеристики. Интерпретация другого человека или группы зависит от предшествующего социального опыта субъекта, от поведения объекта, от системы ценностных ориентаций воспринимающего и других факторов.

В качестве субъекта восприятия может выступать как отдельный индивид, так и группа. Если в качестве субъекта выступает индивид, то он может воспринимать:

1) другого индивида, принадлежащего к своей группе;

2) другого индивида, принадлежащего к чужой группе;

3) свою группу;

4) чужую группу.

Если в качестве субъекта восприятия выступает группа, то, по мнению Г. М. Андреевой, добавляется:

1) восприятие группой своего собственного члена;

2) восприятия группой представителя другой группы;

3) восприятие группой самой себя;

4) восприятие группой в целом другой группы.

В группах индивидуальные представления людей друг о друге оформлены в групповые оценки личности, которые выступают в процессе общения в виде общественного мнения.

Выделяютмеханизмы социальной перцепции - способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека. Наиболее распространенными механизмами являются следующие: эмпатия, аттракция, каузальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ (Identification; Identifizierang) - психологический процесс, в котором личность частично или полностью диссимилируется от самой себя (см. ассимиляция). Бессознательная проекция личностью себя на нечто иное, чем она сама: другую личность, дело или местоположение. Другими словами, это бессознательное отождествление субъектом себя с другим субъектом, группой, процессом или идеалом. Является важной частью нормального развития. Эмпатия - постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний. Во многих психологических источниках эмпатию отождествляют с сочувствием, сопереживанием, симпатией. Это не совсем так, поскольку можно понимать эмоциональное состояние другого человека, но не относиться к нему с симпатией и сочувствием. Хорошо понимая взгляды и связанные с ними чувства других людей, которые ему не нравятся, человек нередко поступает вопреки им. Ученик на уроке, досаждая нелюбимому учителю, может прекрасно разбираться в эмоциональном состоянии последнего и использовать возможности своей эмпатии против учителя. Люди, которых мы называем манипуляторами, очень часто обладают хорошо развитой эмпатией и используют ее в своих, часто корыстных целях. Субъект способен понимать смысл переживаний другого потому, что он сам когда-то переживал те же эмоциональные состояния. Однако если человек никогда не испытывал подобных чувств, то ему значительно труднее постигать их смысл. Если индивид никогда не переживал аффекта, депрессии или апатии, то он, скорее всего, не поймет, что переживает другой человек в этом состоянии, хотя и может иметь определенные когнитивные представления о подобных явлениях. Для постижения подлинного смысла чувств другого недостаточно иметь когнитивные представления. Необходим и личный опыт. Поэтому эмпатия как способность понимать эмоциональное состояние другого человека развивается в процессе жизни и у пожилых людей может быть более выражена. Вполне естественно, что у близких людей эмпатия по отношению друг к другу развита сильнее, чем у людей, которые знакомы относительно недавно. Люди, принадлежащие к разным культурам, могут обладать слабой эмпатией по отношению друг к другу. В то же время существуют люди, обладающие особой проницательностью и способные понимать переживания другого человека даже в том случае, если он стремится их тщательно скрыть. Есть некоторые виды профессиональной деятельности, требующие развитой эмпатии, например, врачебная деятельность, педагогическая, театральная. Почти любая профессиональная деятельность в сфере «человек - человек» требует развития данного механизма перцепции.

РефлексИя - в социальной психологии рефлексия понимается как имитация хода рассуждений другого человека. Чаще рефлексия понимается как размышление над СВОИМИ умственными действиями или психическими состояниями. Аттракция - особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Благодаря положительным чувствам симпатии, привязанности, дружбы, любви и т.д. между людьми возникают определенные отношения, позволяющие более глубоко познать друг друга. По образному выражению представителя гуманистической психологии А. Маслоу, такие чувства позволяют увидеть человека «под знаком вечности», т.е. увидеть и понять самое лучшее и достойное, что в нем есть. Аттракция как механизм социальной перцепции рассматривается обычно в трех аспектах: процесс формирования привлекательности другого человека; результат данного процесса; качество отношений. Результатом действия этого механизма является особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент. Аттракция может существовать только на уровне индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их субъектов. Вероятно, существуют различные причины того, что к одним людям мы относимся с большей симпатией, чем к другим. Эмоциональная привязанность может возникнуть на основании общих взглядов, интересов, ценностных ориентации или как избирательное отношение к особой внешности человека, его поведению, чертам характера и т.д. Любопытным является то, что такие отношения позволяют лучше понимать другого человека. С известной долей условности можно сказать, что чем больше нам человек нравится, тем больше мы его знаем и лучше понимаем его поступки (если, конечно, речь не идет о патологических формах привязанности). Аттракция значима также и в деловых отношениях. Поэтому большинство психологов, работающих в сфере бизнеса, рекомендуют профессионалам, связанным с межличностными коммуникациями, выражать к клиентам самое позитивное отношение даже в том случае, если на самом деле они не испытывают к ним симпатии. Внешне выраженная доброжелательность имеет обратное действие - отношение действительно может измениться на позитивное. Таким образом, специалист формирует у себя дополнительный механизм социальной перцепции, позволяющий получить большую информацию о человеке. Однако следует помнить, что чрезмерное и искусственное выражение радости не столько формирует аттракцию, сколько разрушает доверие людей. Доброжелательное отношение далеко не всегда можно выразить посредством улыбки, особенно если она выглядит фальшивой и слишком устойчивой. Так, телевизионный ведущий, улыбающийся в течение полутора часов, вряд ли привлечет к себе симпатии телезрителей. ^ Механизм каузальной атрибуции связан с приписыванием человеку причин поведения. У каждого человека возникают свои предположения о том, почему воспринимаемый индивид ведет себя определенным образом. Приписывая другому те или иные причины поведения, наблюдатель делает это либо на основе сходства его поведения с каким-либо знакомым ему лицом или известным образом человека, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в подобной ситуации. Здесь действует принцип аналогии, подобия с уже знакомым или таким же. Любопытно, что каузальная атрибуция может «сработать» даже тогда, когда аналогия проводится с лицом несуществующим и никогда не существовавшим реально, но имеющимся в представлениях наблюдателя, например с художественным образом (образом героя из книги или фильма). Каждый человек имеет громадное количество представлений о других людях и образах, которые сформировались не только в результате встреч с конкретными людьми, но также и под влиянием разнообразных художественных источников. На подсознательном уровне данные образы занимают «равные позиции» с образами людей, реально существующих или реально существовавших. Механизм каузальной атрибуции связан с некоторыми аспектами самоощущения индивида, который воспринимает и оценивает другого. Так, если субъект приписал другому негативные черты и причины их проявления, то он скорее всего будет оценивать себя по контрасту как носителя положительных черт. Иногда люди с заниженной самооценкой проявляют чрезмерную критичность по отношению к окружающим, создавая тем самым некий отрицательный субъективно воспринимаемый социальный фон, на котором, как им кажется, они выглядят вполне пристойно. На самом деле - это лишь субъективные ощущения, возникающие как механизм психологической защиты. На уровне социальной стратификации такие межгрупповые отношения, как выбор аутгруппы и стратегия социального творчества, безусловно, сопровождаются действием каузальной атрибуции. Т. Шибутани говорил о мере критичности и доброжелательности, которую целесообразно соблюдать по отношению к окружающим. Ведь каждый человек имеет положительные и отрицательные черты, а также особенности поведения, обусловленные его амбивалентностью как индивида, личности и субъекта деятельности. Кроме того, одни и те же качества по-разному оцениваются в различных ситуациях. Приписывание причин поведения может происходить с учетом экстернальности и интернальности как того, кто приписывает, так и того, кому приписывают. Если наблюдающий является преимущественно экстерналом, то причины поведения индивида, которого он воспринимает, будут видеться ему во внешних обстоятельствах. Если же он интернален, то и интерпретация поведения других будет связана с внутренними, индивидуальными и личностными причинами. Зная, в каких отношениях индивид является экстерналом, а в каких интерналом, можно определить и некоторые особенности его интерпретации причин поведения других людей. Восприятие человека зависит также от его способности поставить себя на место другого, отождествить себя с ним. В этом случае процесс познания другого пойдет более успешно (в том случае, если есть существенные основания для соответствующего отождествления). Процесс и результат такого отождествления называется идентификацией. Идентификация как социально-психологическое явление рассматривается современной наукой весьма часто и в таких различных контекстах, что следует специально оговорить особенности данного феномена как механизма социальной перцепции. В этом аспекте идентификация подобна эмпатии, однако эмпатию можно рассматривать как эмоциональное отождествление субъекта наблюдения, которое возможно на основе прошлого или настоящего опыта подобных переживаний. Что же касается идентификации, то здесь в большей степени происходит интеллектуальное отождествление, результаты которого тем успешнее, чем более точно наблюдатель определил интеллектуальный уровень того, кого он воспринимает. Профессиональная деятельность некоторых специалистов связана с необходимостью идентификации, как, например, работа следователя или преподавателя, о чем многократно описано в юридической и педагогической психологии. Ошибка идентификации при неверной оценке интеллектуального уровня другого человека может привести к негативным профессиональным результатам. Так, учитель, который переоценивает либо недооценивает интеллектуальный уровень своих учеников, не сможет в процессе обучения верно оценить связь реальных и потенциальных возможностей обучающихся. Следует заметить, что слово «идентификация» в психологии означает целый ряд явлений, которые не тождественны друг другу: процесс сличения объектов на основании существенных признаков (в когнитивной психологии), неосознаваемый процесс отождествления близких людей и механизм психологической защиты (в психоаналитических концепциях), один из механизмов социализации и т.д. В широком смысле идентификация как механизм социальной перцепции, сочетаясь с эмпатией, представляет собой процесс понимания, видения другого, постижения личностных смыслов деятельности другого, осуществляемый путем прямого отождествления или попытки поставить себя на место другого. Воспринимая и интерпретируя окружающий мир и других людей, человек также воспринимает и интерпретирует себя, свои собственные действия и побуждения. Процесс и результат самовосприятия человека в социальном контексте называется социальной рефлексией. Как механизм социальной перцепции социальная рефлексия означает понимание субъектом своих собственных индивидуальных особенностей и того, как они проявляются во внешнем поведении; осознание того, как он воспринимается другими людьми. Не следует думать, что люди способны воспринимать самих себя более адекватно, чем окружающих. Так, в ситуации, когда есть возможность посмотреть на себя со стороны - на фотографии или кинопленке, многие остаются весьма недовольны впечатлением, произведенным собственным образом. Это происходит потому, что люди имеют несколько искаженный образ самого себя. Искаженные представления касаются даже внешности воспринимающего человека, не говоря уже о социальных проявлениях внутреннего состояния.

Восприятие, перцепция (от лат. perceptio) -- познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира

Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие -- одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Восприятие -- нечто значительно большее, нежели передача нервной системой нейронных импульсов в определенные участки мозга. Восприятие также предполагает осознание субъектом самого факта стимулирования и определенные представления о нем, а чтобы это произошло, сначала необходимо ощутить «ввод» сенсорной информации, т. е. испытать ощущение. Иными словами, восприятие есть процесс осмысления стимуляции сенсорных рецепторов.

Виды восприятия

При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей -- воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие, напротив, с самого начала регулируется задачей -- воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения. Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная деятельность.

Наблюдение - это активная форма чувственного познания человеком действительности. При наблюдении как самостоятельной целенаправленной действительности уже с самого начала предполагается словесная формулировка целей и задач, направляющих наблюдение на определенные объекты.

Длительные упражнения в наблюдении приводят к развитию наблюдательности, т. е. умения подмечать характерные, но малозаметные, на первый взгляд, кажущиеся малосущественными особенности предметов.

Итак, восприятие - это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.

Свойства восприятия

Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т. е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Предметность, не будучи врожденным качеством, выполняет ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенностью к объектам внешнего мира. Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Обычно мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с их практическим назначением или их основным свойством.

Целостность

В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений. Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта (бархат, мрамор). Впечатления эти возникают условнорефлекторно вследствие образовавшейся в жизненном опыте связи между зрительными и тактильными раздражениями.

Структурность

С целостностью восприятия связана и его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в уме, когда поступает новая нота.

Константностью восприятия называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении его условий. Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы (совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия) компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

Осмысленность восприятия

Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением. Сознательно воспринимать предмет -- значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слово. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство со знакомыми.

Апперцепция

Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек, и поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, называется апперцепцией.

Человека окружает целый мир, который он воспринимает различными органами чувств. Несколько анализаторов, которые даются физиологически человеку, позволяют воспринимать мир во всем его многообразии. Это называется перцепцией, у которого имеются свои эффекты и механизмы. Уникальным является то, что во время перцепции человек делает нечто внешнее частью себя самого.

Как происходит процесс перцепции?.

Представьте ситуацию: на вас на улице пристально смотрит незнакомый человек. Что вы обычно делаете в такой ситуации? Какие мысли вас посещают? Одни люди отворачиваются, потому что смущаются. Другие начинают пристально смотреть, потому что чувствуют угрозу. Третьи спрашивают незнакомца, почему он на них смотрит, потому что им кажется, что от них чего-то хотят. Каждый человек отреагирует по-своему. Но что происходит в реальном мире?

По факту просто один человек пристально смотрит на другого, и все. Возможно, этот человек просто задумался о чем-то своем, из-за чего его взгляд остановился на вас. А вы уже успели подумать что-то свое (что он вас рассматривает, угрожает, что-то хочет).

Заметьте, вы сами себе придумываете, почему на вас смотрят, почему не улыбаются, почему не здороваются и т. д. Хотя на самом деле причина может быть невинна и проста. А вы уже понапридумывали!

Отсюда следует вывод, что не нужно оценивать внешний мир. На вас смотрят, пусть смотрят. С вами не здороваются, пусть не здороваются. Рядом с вами смеются, пусть смеются. Не реагируйте, потому что это не играет никакой роли в вашей жизни. Неужели вам важно, чтобы на вас смотрели и говорили, почему это делают? От этого вы познаете смысл жизни или у вас в кармане появятся крупные суммы денег? Не нужно оценивать внешний мир. Не поздоровались, и что из этого? Продолжайте жить и радоваться своему существованию и всему тому, что для вас действительно имеет значение.

Не реагируйте на мелочи, потому что настроение легко испортить, а вот быть счастливым намного труднее. Так, не портите себе настроение тем, что подумаете, будто весь мир настроен против вас. Лучше вообще ничего не думайте, а просто будьте на своей волне и занимайтесь своими делами и заботами.

Что такое перцепция?

Перцепция – это не просто восприятие окружающего мира, но и трактовка его. Можно обратить внимание на то, что каждый человек по-своему оценивает ту или иную ситуацию. Если на улице увидеть плачущего ребенка, то люди по-разному оценят происходящее:

  • Одни скажут, что он потерялся.
  • Другие начнут утверждать, что ребенок напуган.
  • Третьи могут подумать, что ребенок забил ножку.
  • Четвертые будут утверждать, что ребенок таким образом зовет мать.

По существу, ребенок просто плачет. А причины его плача и происходящей ситуации уже добавляют от себя люди.

В психологии под перцепцией понимается чувственное познание окружающего мира. Это происходит на уровне физиологии, когда человек ощущает те или иные проявления окружающего мира, а также на уровне эмоций, когда включает анализ и делание выводов.

Окружающий мир посредством перцепции воспринимается в целом. Это позволяет человеку его изучать, отделять от других предметов, обнаруживать определенную информацию, делать выводы и т. д.

Социальная перцепция

Человек активно участвует в жизни других людей. Социум строится на взаимоотношениях между людьми, которые должны быть доброжелательными и уважительными. Однако можно отметить, что не все люди по-доброму и по-хорошему друг к другу относятся. В чем причина? Здесь следует рассмотреть такое явление, как социальная перцепция.

Под данным понятием понимается установление таких отношений между людьми, которые основываются на их собственных оценках друг друга.

  • Как человек воспринимает другого?
  • Как оцениваются поступки, жесты, характер собеседника?
  • Как происходит процесс взаимодействия между индивидами?
  • Какие эмоции и чувства вызывает собеседник у человека?

Эти и многие другие критерии сказываются на том, как в дальнейшем люди будут строить между собой отношения.

Практически все люди ставят оценки. Они бывают отрицательными и положительными, поскольку индивид делит окружающий его мир на хорошее и плохое. Если что-то ему нравится, тогда он ставит положительную оценку; если что-то не нравится, тогда он ставит отрицательную оценку. Вроде выглядит, как увлекательная игра, так как вам позволено давать «плюсы» и «минусы» всему, что вас окружает. Не понравилось – «минус», понравилось – «плюс». И никто вас за это не осудит, не унизит, если ваша оценка не заденет чье-либо самолюбие.

Но в этой увлекательной игре есть один подводный камень, которого не замечает пловец, ставящий всем оценки. Отрицательные и положительные оценки не просто говорят о том, как именно человек относится к партнеру, вещи, явлению, животному и прочему. Отрицательные и положительные оценки не только поднимают или опускают рейтинг чего-либо. Эта увлекательная игра еще говорит самому человеку, который дает оценки, что он будет делать, а чего не будет.

Ставя положительную оценку чему-либо, вы тем самым даете себе «зеленый свет» и двигаетесь дальше или «красный свет» и от чего-то отворачиваетесь в случае с отрицательной оценки. Другими словами, своими оценками вы сами себе говорите: «Да, я это возьму…этим буду заниматься… с ним буду общаться…» или «Нет, я не хочу этого…. не хочу его больше видеть…. Мне это абсолютно неинтересно…». Но кто знает, что и в каких ситуациях вам полезно? Пока вы не попробуете, не узнаете. А своими оценками сами себя тормозите на пути развития, проб и приобретения опыта.

Очень легко поставить кому- или чему-либо положительную или отрицательную оценку. Оценивать – одно из увлекательных занятий человека, особенно если он находится в плохом настроении. Оценил весь мир отрицательными словами – и чувствуешь себя не так плохо, не так унижено. Но ведь именно этими самыми оценками вы сами себе даете «зеленый» или «красный» свет, чтобы пойти или не пойти, взять или не взять, сделать или не сделать. Своими же оценками вы сами себе устанавливаете рамки, которые в природе вообще не существуют.

Поставили отрицательную оценку – выстроили своеобразную стену между собой и тем, кому или чему вы поставили «минус». А вдруг это именно то, что вам нужно для счастья? Может, этот человек помог бы вам стать более успешным? А вы поставили ему отрицательную оценку лишь из-за того, что он пришел в порванной обуви.

Будьте аккуратны в том, что и кого вы оцениваете. Самый идеальный вариант – вообще избавиться от каких-либо оценок. Зачем себе выстраивать преграды? Ведь можно пойти куда угодно и сделать что угодно. Так начните жить более свободной жизнью, оставив процесс оценивания окружающего мира другим людям.

Таким образом, социальная перцепция включает:

  1. Индивидуальное восприятие происходящего.
  2. Личная трактовка происходящего и ожидаемого.
  3. Планирование собственного поведения.
  4. Эмоциональное оценивание.

Социальная перцепция осуществляется исключительно при взаимодействии человека с людьми, которая включает личные предубеждения, установки, возникающие эмоции и пр.

Механизмы социальной перцепции

В процессе социальной перцепции участвуют механизмы, которые делают данный процесс наполненным:

  • Идентификация. Человек ставит себя на место собеседника, чтобы понять его эмоции, мотивы, побуждения. Здесь человек исходит из собственных представлений о том, как действовал бы и что чувствовал собеседник в той или иной ситуации.
  • Стереотипизация. Оценивание человека в соответствии с тем, к какой группе людей его можно отнести. Здесь оценки ставятся по:
  1. Возрасту.
  2. Полу.
  3. Профессии.
  4. Материальному положению и т. д.
  • . Человек сопереживает собеседнику. Уловив эмоциональный настрой другого, можно понять, в каком состоянии он находится.
  • Каузальная атрибуция. Человека наделяют качествами, которые он проявляет в своих поступках. Делаются попытки выяснить причины его поведения. Выделяют виды:
  1. Личностная – причина кроется в самом человеке.
  2. Объектная – причиной выступает объект, на которого направлены действия.
  3. Обстоятельственная – причины кроются в условиях, в которых было совершено действие.
  • Рефлексия. Познание себя через другого человека. Обычно человек накладывает на окружающих те качества, которыми сам обладает.
  • . Человек испытывает конкретные устойчивые чувства по отношению к партнеру.

Эффекты социальной перцепции

На основе оценивания личностей друг друга возникают межличностные отношения. Однако здесь формируются стереотипы, которые приводят к эффектам социальной перцепции:

  • Эффект первичности – представления о человеке в момент знакомства с ним на основе имеющихся данных: одежда, внешность, слухи о нем и пр.
  • Эффект новизны – возникновение новой информации, которая корректирует или полностью перечеркивает то, что думал о партнере человек. Здесь часто наблюдается изменение отношений между людьми.
  • Эффект ореола – сохранность своего мнения, несмотря на то, что о человеке говорят другие люди. При этом качества партнера часто преувеличиваются или преуменьшаются. Человеку привычнее придерживаться сформированного мнения, нежели менять его на основе новых данных и опыта.
  • Эффект проекции – приписывание партнеру личных качеств, улучшая или ухудшая его. Если партнер оценивается положительно, тогда ему приписываются положительные личные качества, если отрицательно – недостатки.
  • Эффект средней ошибки – нейтрализация качеств другого человека, если не принято окончательное решение, как к нему относиться. Ярко выраженные черты усредняются.

Что в итоге дает перцепция?

Человек воспринимает мир не только органами чувств, но и своими эмоциями, мыслями, убеждениями и желаниями. Все это создает перцепцию, на основе которой человек формирует свое отношение к людям, вещам, событиям и пр. Что в итоге дает перцепция? Отношение человека, на основе которого создается мировоззрение.

Человек думает, что его жизнь никак не зависит от того, каким характером или мировоззрением он обладает. Однако это ошибочное мнение, поскольку все, что имеет человек, взаимосвязано между собой.

Жизнь человека складывается из того, какие решения он принимает и поступки совершает каждый день (это можно назвать формированием судьбы). Выводы и действия основываются на том, каким характером обладает человек, а он в свою очередь формируется благодаря тому, каким мышлением, мировоззрением и ценностями владеет индивид. Выходит, что для формирования своей счастливой судьбы человеку нужно обладать определенным типом мышления (мировоззрения), что будет влиять на развитие его характера, который будет проявляться в виде принятых решений и сделанных поступков.

Все зависит от того, что вы думаете. Не зря мудрецы говорят о том, что жизнь начинается с мысли, поскольку вскоре она воплощается в реальный мир. Вы подумали — и это повлияло на ваш характер, который позволил или не позволил совершить тот или иной поступок, приведший к конкретным последствиям. Как вы думаете, может ли пассивный по характеру человек достичь богатства? А может ли кушающий еду больше нормы индивид похудеть?

Ваши мысли толкают на определенные действия, но в силу своего характера вы их совершаете или нет. Любое ваше действие или бездействие приводит к определенным результатам, а это в целом формирует ту жизнь, которой вы живете или будете жить. Поэтому судьбу формирует сам человек! Ежедневно он принимает решения, совершает конкретные поступки, которые и приводят к определенным результатам, с которыми человек потом живет. Хотя мог бы жить совершенно с другими последствиями, если бы совершил иные действия и сделал другие выводы.