Не позднее IV века в Малой Азии (Асии) жили два брата-христианина Косма и Дамиан. Возможно, мы никогда бы не узнали о них, если бы не тот дар, которым Господь наградил их обоих за их веру. А дар этот был одним из необходимых в любую пору – возможность исцелять недужных. Выросли Косма и Дамиан, как тогда часто бывало, в семье, где один родитель (в их случае – отец) был язычником, а другой (мать) – христианином. Однако из-за ранней смерти отца, их воспитанием занималась мама Феодотия. Когда братья подросли, она отдала их на обучение к одному праведному мужу, который не только занимался с ними изучением Священного Писания, но и дал им вполне конкретную профессию. Именно у него Косма и Дамиан обучились лекарскому делу, узнали про целебные свойства трав и растений, как и в каких случаях их применять. Помимо образования, у них открылся дар исцеления, который был дан им от Самого Бога за их праведную жизнь. По примеру Христа, вскоре они стали переходить из одного города в другой, где исцеляли всех, кто к ним обращался за помощью. А приходило к ним, действительно, много людей: слепые, хромые, бесноватые, приносили расслабленных. В каждом городе братьев окружали толпы людей, прося помощи и исцеления от недугов. При этом за свои труды святые Косма и Дамиан совершенно не брали денег, хотя как врачи они имели право на оплату своего труда. Святые братья исцелили множество людей, но однажды Господь испытал их на верность. Некая женщина по имени Палладия много лет страдала тяжелым недугом. Однажды она услышала о том, какие чудеса совершают Косма и Дамиан. Женщина сразу же попросила прийти их в свой дом. Братья откликнулись на просьбу женщины, и пришли к ней. Как только они вошли в дом, Палладия сразу же исцелилась. На радостях женщина готова была отдать им все, что у нее было, но, как известно, бессребреники не брали платы за свои труды. Однако Палладия не успокоилась. Желая хоть как-то вознаградить братьев, она обратилась к одному из них – святому Дамиану – с просьбой взять три яйца во имя ее обета и во славу Святой Троицы. Дамиан долго отказывался принять даже такой скромный дар, однако ради имени Святой Троицы в итоге согласился его взять. Узнав о том, что святой Дамиан взял от Палладии дар, святой Косма сделал завещание о том, чтобы после их отхода к Господу их не хоронили бы вместе. Несомненно, что такое решение было очень тяжелым и для самого Космы, ведь они с братом с самого рождения всегда пребывали вместе, как одно единое целое: вместе росли, учились, шли на проповедь веры, исцеляли людей, молились Богу. Видя внутреннее мучение Космы, в ту же ночь, после того как святой сделал свое завещание, ему явился Сам Христос и сказал: «Косма! Для чего ты скорбишь ради взятых трех яиц? Они взяты не ради мзды, но ради клятвы жены в Мое имя…» Явление и слова Господа сняли камень тяжести с души святого Космы, однако он никому не сказал о том, что видел и слышал. Через некоторое время после этого он отошел ко Господу. Святой Дамиан прожил несколько больше, но через некоторое время почил и он. Не зная о явлении Косме Христа и боясь нарушить завещание святого, люди долго не могли придумать – где положить тело его брата – святого Дамиана. Здесь произошло удивительное чудо. Когда люди в недоумении стояли рядом с телом святого Дамиана, к ним подошел верблюд. Это было животное, которое в свое время святые братья исцелили от недуга беснования, так как в его теле пребывал злой дух. И вот, подойдя к людям, животное произнесло человеческим голосом: «Человецы Божии, много насладившиеся знамений и чудес от святых Космы и Дамиана, и не только вы, но и мы, животные, данные вам на службу Богом. Как слуга я пришел к вам поведать тайну Космы, чтобы не разлучать их друг от друга, но вместе положить их». Пораженные самим фактом речи животного, а также тем, что они услышали, люди восприняли это как знак свыше. С молитвой они положили мощи святых братьев вместе, в одну могилу.

События из истории иконы

Православная Церковь почитает все три пары святых, живших, как считается, в разное время и в разных местах: Косма и Дамиан Асийские 1/14 ноября, Косма и Дамиан, претерпевшие в Риме, 1/14 июля, Косма и Дамиан Аравийские 17/30 октября. В Четьях-Минеях святителя Димитрия на 17 октября пишется: «Три суть двоицы свв. безсребреников Космы и Дамиана, купно сими имены зовомы, врачевскую хитрость имущие. Едине быша сынове Феодотии жены благочестивыя, иже с миром усопша, и положени быша на месте Фереман (1 ноября). Друзии же хождаху в Риме, имуще учителя завистлива, ихже он лестию на гору возведе, аки собирати былие, и камением поби их (1 июля). Третии же сии, ихже почитается ныне память (17 октября), бяху от Аравитския страны, врачевское художество умеющии» (все даты даны по ст.ст. – Прим. ред.).

Есть и четкая иконографическая разница в каноне написания образа: братья Асийские «брадами оба средни равны, в правых руках держат перья, а в левых сосудцы открыты, на ногах сапоги вохра». Празднуемые 1 июля: «Косма млад, аки Димитрий Селунский… Дамиан млад, аки Георгий мученик, кудреват, в правых руках держат кресты, а в левых сосудцы». Бессребреники от 17 октября «подобны Флору и Лавру».

Александр Афанасьев в книге «Язык иконы» 1 пишет: «Поглощение культа римских врачей культом азиатских братьев было на Руси столь полным, что не только простой народ, но и этнографы перестали отличать одну пару братьев от другой. Оговоримся, представление народа и этнографов о слитности культа обеих пар братьев не разделяли авторы лицевых подлинников. Если “безмездных врачей” (1 июля) подлинники описывают с соответствующими их профессии атрибутами - сосудцами и кисточками для нанесения мази, то у “курятников” (1 ноября) такие знаки отсутствуют. <…> По мере общего культурного подъема, который демонстрировала Русь, начиная с XVII века, двоеверный культ “курятников” все более бледнел, и одновременно с тем же культурным подъемом в обществе росла потребность в особых свербытийных покровителях культуры. <…> Идя навстречу школярам, иконописцы, по ассоциации с сосудцами и кисточками врачей-бессребреников, вложили в руки “курятников” чернильницы и гусиные перья, что сразу сделало их любимцами русской учащейся молодежи. Настоящая реформа стала со временем общепринятым явлением, и в справочниках, перечислявших святых и случаи, в которых следует к ним обращаться, нередко писалось, что Косму и Дамиана, чья память 1 ноября, следует молить “о просвещении разума к учению грамоты”». От братьев-целителей их отличает наличие в руках сосудцев с кисточками или чернильниц с перьями, тогда как у врачевателей мы видим на византийских иконах сосудцы с мазями в одной руке и кресты с другой. Изрядно различаются и жития святых.

Косма и Дамиан, бессребреники, врачи безмездные, в Риме претерпевшие, чье почитание позже слилось на Руси с почитанием святых из Азии – Асийских, – жили в Риме, в III веке после Р.Х. Их родители-христиане воспитывали детей в духе благочестивом и со страхом Божиим. За ведение строгой и праведной, целомудренной жизни Господь наградил их даром исцеления болящих. Они переходили из города в город, из места в место, разыскивая болящих, излечивая их, своим бескорыстием и добротой они снискали всеобщую любовь. Однако, слыша слова благодарности, братья никогда не принимали их на свой счет, говоря, что исцеляют они не столько знаниями и силой, но волей Господней, и никогда не брали ничего за свое ремесло, памятуя Христово наставление: «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10; 8).

Так как чудесные исцеления многих подвигали к обращению в христианскую веру, недовольные этим римские власти решили схватить врачей. Христиане просили братьев укрыться, что те поначалу и сделали. Но, после того как римские воины схватили вместо них несколько невинных жителей, святые предпочли выйти из укрытия и добровольно сдались.

Сначала святых заключили в темницу, а затем повели на судилище. Их поставили перед лицом императора Карина, который стал требовать от них обращения в языческую веру. Стоит ли говорить, что братья не только отказались выполнить такое требование, но открыто исповедовали перед императором свою веру! Но император неоднократно настаивал, в ответ же братья также неоднократно призывали его обратиться в веру истинную. Когда увидели они, что их усилия в том не приносят плодов, то, по молитве Господу и исполнившись Духа Святого, сказали: «Ты отвращаешься от Бога истинного, пусть же лицо твое отвратится от своего места – на стыд тебе». Тут же шея императора искривилась так, что он не мог ее выправить. Карин пришел в ужас и стал просить святых исцелить его, но те ответили, что не раз говорили, исцеляют они не своею силой, но силой Господней. И только когда сам император попросил святых исцелить его молитвой Господней, а, по другим источникам, сам воскликнул: «Верую в Тя, Господи Иисусе Христе, истинный Боже, помилуй мя и не помяни первого моего неведения!» – шея его исправилась, и уверовал и он, и многие свидетели события. Косма и Дамиан были отпущены и вновь занялись врачеванием.

Однако там, где оказалась бессильна ярость и жестокость язычников, свое взяла человеческая зависть. У Космы и Дамиана был наставник во врачебном деле. Когда они, научившись у него, со временем сами приступили к врачеванию, видя их преуспеяние в этом деле, и, главное, – бессребреническое служение, что, конечно, привлекало к ним большое количество занедуживших и лишало его, как сказали бы нынче, достаточной врачебной практики, замыслил он против святых недоброе.

Якобы в целях сбора лекарственных трав он заманил их в горы, там же, когда братья разошлись порознь, побил камнями насмерть обоих – одного, затем второго, а тела сбросил в реку. По другой версии, недалеко находился ручей, на берегу этого ручья он зарыл их тела.

Так мученически завершили свой земной путь святые мученики Косма и Дамиан, в Риме претерпевшие. Даты этого события разнятся и приходятся примерно на 283–284 годы.

Косма и Дамиан Асийские родились в Малой Азии, ни место их рождения, ни время точно не известны, кроме того, что они родились не позднее IV века после Р.Х. и жили приблизительно в одно время с Римскими братьями, отчего и произошла некоторая историческая путаница, в результате которой агиография их слилась с агиографией римской пары, что описано выше в цитате из книги Александра Афанасьева.

Мы воспользуемся тем не менее действующей легендой о них, раз она принята Православной Церковью. Святые Косма и Дамиан Асийские рано осиротели. Оставшись вдовой в молодости, их мать Феодотия воспитала своих сыновей в христианском благочестии. Хотя муж ее, грек, был язычником, Феодотия исповедовала христианство, церковь причислила ее к лику святых в сане преподобных и на некоторых иконах мы видим ее вместе с ее святыми сыновьями.

Основным занятием братьев было врачебное дело, в котором они весьма преуспели, и так же, как многих святых, прославившихся бессребреническим целительством, целомудрием и стяжавших Дух Святой, Господь и их наградил даром исцеления молитвой. Они ходили по городам и селениям, сами заходили в дома болящих и исцеляли их, по велению своего занятия они исцеляли и больной скот.

Есть легенда, по которой их позвали к тяжело больной женщине по имени Палладия, лечить которую отказались все врачи, сочтя ее недуг смертельным. По молитве Космы и Дамиана, по вере своей Палладия излечилась и, придя к Дамиану, в знак благодарности принесла ему три яйца. Зная, что целители не принимают какой-либо платы, но желая выразить всю благодарность за сохранение ей жизни, женщина попросила Дамиана принять подношение во имя Живоначальной Троицы – Отца и Сына и Святого Духа. Услышав такое пожелание, врач-бессребреник не мог найти причин для отказа.

Косма же, узнав о принятии братом подношения, сильно огорчился, поскольку решил, что брат нарушил обет. Когда пришло время ему уйти из жизни, он завещал, чтобы, когда настанет этот срок для Дамиана, его не хоронили рядом с ним. Срок настал, и люди не знали, где хоронить Дамиана, не решаясь, нарушить волю Космы. И тогда случилось чудо: к ним пришел исцеленный ранее братьями верблюд и, заговорив человеческим голосом, подтвердил, что «не ради мзды принял Дамиан дар женщины, а ради Господа». Так мощи святых братьев были положены вместе в Феремане в Месопотамии.

Косма и Дамиан Аравийские (Киликийские) особо почитаемы католической церковью, более чем Римские и Асийские святые братья, также являясь их современниками. Они жили во времена императора Диоклетиана и занимались врачеванием в порту Эгея, а затем в римской провинции Сирия.

Главным агиографическим источником жития на западе, на который опираются агиографы более позднего времени, служит легенда доминиканского монаха Якоба Форагине, написанная им в начале второй половины XIII века.

Безусловно, что и в этом случае особый целительский дар был дан им свыше за глубину и искренность их христианской веры, за бессребреническое служение, соблюдение целомудренной жизни. Наблюдая жизнь братьев, видя исцеление больных в случаях, когда другие врачи оказывались бессильны, любя их за доброту и сострадание, многие в Киликии принимали Христову веру.

В то время в Киликии правил римский наместник императора Диоклетиана, игемон Лисий, известный жестокостью своей по отношению к христианам. Видя, какую популярность приобретают святые врачи в народе через творимые ими чудеса и как сердечно люди воспринимают их учение, он распорядился схватить их и привести к нему. Когда Косма и Дамиан предстали перед ним, он потребовал от них принести жертву на языческий алтарь. Святые не только отказалась, но снова во всеуслышание возвестили свое свидетельство о Христовой вере. Лисий разъярился, велел предать их побоям, а затем, связанных, бросить в море. Тогда по воле Господа явился ангел и, сняв с них узы, вывел на сушу. Игемон приписал событие колдовству, тогда явились ему два беса и стали избивать его. Лисий возопил, обращаясь к братьям с просьбой помолиться за него Богу, те вознесли молитву, и бесы исчезли. Но игемон был упрям и вновь, обвинив братьев в колдовстве, заключил их в темницу. На другой день Лисий приказал бросить братьев в костер, но пламя вокруг них потеряло свою попаляющую силу. Что только не изобретал игемон, заходя все дальше в своей жесткости, – святых побивали камнями и пускали в них стрелы, но камни и стрелы отскакивали от них, возвращаясь, чтобы поразить палачей.

Исчерпав все, Лисий приказал обезглавить их мечом вместе с еще тремя христианами – Анфимом, Леонтием и Евтропием, которые следовали за ними до конца жизни. Они похоронены в Киросе, ныне – город Килис на южной границе Турции с Сирией. Произошло это около 303 года после Р.Х., и сразу же после погребения у гробницы святых Космы и Дамиана часто стали совершаться многочисленные исцеления больных по молитве их или о них к святым.

Любовь и почитание всех трех пар и в восточной, и в западной Церквах было настолько велико, что история оставила нам великое множество их иконописных изводов, фресковых и скульптурных изображений как восточной, так и западной иконописных школ. Легенды, связанные с преданием о них, вдохновляли многих художников Ренессанса на изображение их чудесных деяний.

Уже начиная с IV века, почти следом за мученической гибелью братьев Аравийских и претерпевших в Риме и уходом из жизни Космы и Дамиана Асийских в честь святых строятся церкви в Иерусалиме, Египте и Месопотамии. Известен был Космо-Дамиановский монастырь на Синае, при раскопках в египетском селении Едфу был найден посвященный этим святым коптский монастырь IX века, четыре церкви известны в Константинополе. Известно, что при них были оборудованы навесы и палатки, где находились паломники, ожидавшие исцеления. Здесь, в церкви «Паулина», возведенной во времена правления восточно-римского императора Феодосия II, по Преданию, получил чудесное исцеление император Юстиниан I.

Большое число церквей и алтарей, воздвигнутых в честь Космы и Дамиана Аравийских, было построено в Германии, там хранится также большая часть их мощей, хотя какими путями они попали из Кироса через Константинополь, а затем Рим в Германию, до сих пор остается загадкой для историков-исследователей. Время переноса частиц мощей святых мучеников из Рима на территорию немецких земель разнится примерно на век – в одних исторических памятниках оно приходится на конец VII столетия, а в других указывается 847 год.
Весьма чтут имена Космы и Дамиана, хотя история не указывает, каких именно, в Крыму, связывая их с Херсонесом. По Преданию, святые были сосланы в инкерманские каменоломни. Их именем назван святой источник у подножия горы Чатыр-Даг, вблизи которого расположен Космо-Дамиановский монастырь.

Едва ли не в каждом российском городе есть храмы и приделы, посвященные чудотворцам-целителям. В Москве церкви Космы и Дамиана – на Маросейке, в Столешниковом переулке и в Шубине, известны крупные храмы в Суздале, в Муроме, две церкви – в Липецкой области, одна в Тверской, одна в Пушкинском районе Подмосковья и во многих других местах.

Русские и византийские иконописные изводы изображают их стоящими рядом с аптекарскими ложками, шкатулками или сосудцами, иногда с распятием в руках, книгами – свидетельствами учености.

Есть иконы, где Косма и Дамиан изображены вместе со святым апостолом Иаковом. Святого Иакова, в отличие от Иакова Зеведеева, среди учеников Господних называли Иаковом меньшим, он был одним из первых, кто последовал за Спасителем. Вместе с апостолами Павлом, Петром, Иоанном он почитался одним из столпов Церкви. Сын Иосифа Обручника от первой жены, он назывался братом Господним. По Преданию, епископом Иерусалимским святой Иаков был поставлен самим Иисусом, что явился ему после Воскресения. Таким образом, он стал единственным из апостолов, который не проповедовал в путешествиях, но служил сохранению веры, научал ей и священнодействовал в пределах центра тогдашнего христианского мира – святого града Иерусалима.

Жизнь его была жизнью подвижника – как мы помним, после претворения воды в вино в Кане Галилейской на брачном пиру, где Иаков был женихом, он, не став мужем, сразу же покинул и пир, и молодую невесту и последовал за Христом. Он так и не изменил обету девства, не пил вина или другого спиртного, не ел мясного и был строг в одеянии – носил только льняные одежды. Он часто уединялся в храме, где в тишине коленопреклоненно возносил Господу молитвы о своем народе.

Господь недаром поставил его на служение в Иерусалиме: городе, где распяли Господа, городе, где начальствовали римский прокуратор и первосвященник, осудившие его на смерть – непримиримые враги новой веры Христовой. Однако служение его было столь благоразумно, он свидетельствовал с такой любовью, что и иудеи Иерусалима почитали его за праведность и называли опорой всего иудейского народа.

Тридцать лет служил он в своей должности, и стараниями его святая вера Христова укреплялась в Иерусалиме, распространяясь по всей Палестине. Во время последнего посещения Иерусалима святым апостолом Павлом, при встрече его с Иаковом и пресвитерами, последние говорили ему, как сказано в «Деяниях»: «Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона» (Деян. 21;20).

Конечно, видя в народе все большее желание обратиться в веру истинную, иудейские правители решили, что надо противостоять этому и либо склонить апостола к иудейской вере, либо погубить его.

Желающие этого начальники, которых возглавлял не приемлющий христиан саддукей Анан, призвали святого Иакова на портик храма, где после речей, которые должны были ввести его в заблуждение, задали ему вопрос «о распятом». На что Иаков ответил, что если спрашивают его об Иисусе, то Он сейчас на Небесах по правую руку Бога-Отца и вновь вернется на облаках.

Среди присутствующих было много христиан, которые возгласили осанну имени Его, но первосвященники и фарисеи, воскликнув, что и сам праведник – в заблуждении, сбросили апостола с портика и начали побивать камнями, а апостол вознес молитву, говоря: «Господи! Прости их, ибо не ведают они, что творят!» Но в момент, когда священник из племени Рихава, люди которого не взращивали ни лозы, ни пшеницы, не пили вина и жили в палатках, попытался остановить убийц, обратив их внимание на то, что Иаков молится за своих истязателей, один из палачей, суконщик, ударил Иакова вальком по голове и умертвил его. Толпа потеряла разум, и много христиан было умерщвлено в тот день вслед за праведным епископом Иаковом.

Кроме соборного Послания, где апостол говорит, что вера без дел мертва, по Церковному Преданию, ему принадлежит составление самой первой версии чина Божественной литургии.

На иконе кисти Юрия Кузнецова он изображен вместе со святыми бессребрениками Космой и Дамианом, обычно святого Иакова пишут с братьями Асийскими.

Икона написана в теплых тонах и практически повторяет каноническую палитру иконы, хранящейся ныне в музее Андрея Рублева в Москве, но кузнецовское письмо делает эти тона более выразительными, внутреннее наполнение иконы открывается нам навстречу. Не связанные между собой ни во времени, ни в земном пути, а только бескорыстным служением престолу Божию, святые объединены на иконе в изначальном изводе по патрональному принципу – то есть волею того, кто века назад заказал иконописцу эту икону. Это мог быть придел Святого Иоанна в каком-либо храме или это был храм, посвященный Косме и Дамиану. Истории это неизвестно. Но тем не менее трое этих святых предстоят перед Богом на этой иконе равно, как равно служение Ему всех святых Его.

На картине художника Иоганна Анвандера барочного периода «Свв. Косма и Дамиан как врачи» святые изображены в окружении предметов, современных художнику, и в костюмах того времени – среди ботанических и астрологических альбомов, амуров, лекарственных растений в виде цветов, свитых в гирлянды.

В алтаре работы немецкого художника Ганса фон Кульмбаха Косма походит на алхимика со стеклянной колбой в руках, а Дамиан держит аптечную банку – альбарелло (итал.)

На фреске «Погребение святых Космы и Дамиана», что находится в большом алтаре церкви Сан-Марко во Флоренции Фра Джованни Анджелико, изображено погребение Космы и Дамиана Аравийских и их младших братьев. Здесь же находится и верблюд, о котором идет речь в предании о Косме и Дамиане Асийских. Это подтверждает некоторую путаницу в легендах, которую время уже превратило практически в одну, что не умаляет их великих Божественных заслуг ни перед Богом, ни перед людьми.

Какое чудо произошло

Рядом с мощами святых врачей-бессребреников Косьмы и Дамиана многие века и по сей день происходят многие чудеса исцеления.

Одно из чудесных событий, которые сотворили Косма и Дамиан Аравийские, приводится в инкунабуле середины XV века. В ней рассказывается, как один человек страдал язвенным заболеванием ноги, и никакие лекарства ему не помогали. Во сне ему у его постели явились оба святых, имевшие при себе хирургические инструменты и мазь. Один спросил другого: «Где нам взять ногу, чтобы заменить эту?» Брат его сказал: «Сегодня будут хоронить чёрного мавра (в некоторых других изложениях – эфиопа. – Прим. ред.) со здоровой ногой». Тогда первый произнес: «Принеси ее». Он отрезал ногу мавра, приставил ее к ноге больного и обильно наложил мазь. Больную же ногу вернули мавру в гроб. Когда пациент проснулся, нога его была здорова, боль прошла. Он велел зажечь свечи, а когда сбежались люди, рассказал им о случившемся. Все пошли к гробу мавра и увидели, что нога лежащего там отрезана. Сюжет с ногой стал поводом для многих изображений этого чуда.

Также чудеса по воле Божией происходили с этой двоицей, когда игемон Лисий пытался предать их казни, но по воле Бога, он не мог утопить их в море, они были неопалимы огнем, от них отскакивали камни при побивании, их невозможно было уязвить стрелой. Только меч смог их обезглавить, но сразу после похорон у их гробницы начались чудеса исцеления – даже из-за гроба братья продолжали труд врачевателей, еще более ярко свидетельствуя о силе Господней.

В истории братьев Асийских, помимо чудотворения, был такой чудесный эпизод: Косма не желал быть упокоенным рядом с братом, полагая, что тот нарушил обет бессребреника. И когда Дамиан отошел в мир иной и люди стали думать, как им быть, неподалеку появился исцеленный братьями верблюд, который человеческим голосом утвердил, что Дамиан взял у излеченной ими женщины три яйца не как плату, а поскольку она попросила Дамиана принять их во имя Живоначальной Троицы, после чего вопрос был решен, и братьев похоронили вместе.

О Косме и Дамиане, в Риме претерпевших, известно, что они на судилище у жестокого язычника императора Карина, помолясь, ввергли его в болезнь кривизны шеи, и только обратившись за помощью ко Господу, он получил исцеление.

Множество, множество людей, по вере своей обращающихся к Косме и Дамиану, даже не различая происхождения братьев, получают в молитве все, чего просят. Главное, чтобы молитва была искренней и настойчивой, а сердце молящегося – чистым. Святые братья непременно ее услышат и донесут Господу вместе со своей горячей и праведной молитвою за нас, и просимое непременно сбудется. Только после исполнения просьбы нам надо не забывать вознести благодарность Господу и святым Его, которые неустанно у престола Божия молятся о нас…

________________________________________
1 Александр Афанасьев «Язык икон». http://nesusvet.narod.ru/cj/books/afanasjev.htm

Bookitut.ru

В православном месяцеслове можно найти упоминание о трех парах святых с именами Косма и Дамиан. Чтобы верующие не путали эти «двоицы», в старинных книгах имелись конкретные указания, касающиеся места происхождения и жития святых бессребреников. Например, в Минее на октябрь святитель Дмитрий под 17 числом привел следующие указания: «Три суть двоицы свв. безсребреников Космы и Дамиана, купно сими имены зовомы, врачевскую хитрость имущие. Едине быша сынове Феодотии жены благочестивыя, иже с миром усопша, и положены быша на месте Фереман (1 ноября). Друзии же хождаху в Риме, имуще учителя завистлива, ихже он лестию на гору возведе, аки собирати былие, и каменем поби их (1 июля). Третии же сии, ихже почитается ныне память (17 октября), бяху от Аравитския страны, врачевское художество умеющи».

Косма и Дамиан Асийские.

Время жизни и христианских подвигов святых Космы и Дамиана Асийских точно не известно. Некоторые данные позволяют предположить, что братья жили в IV веке, так как уже в V веке им посвящали храмы. Их отец-язычник умер, когда Косма и Дамиан были маленькими. Мать, принявшая святое крещение, воспитывала их в духе благочестия и соблюдения христианских заповедей. Преподобную Феодосию православная церковь вспоминает одновременно с ее сыновьями. Феодосия много внимания уделяла образованию мальчиков. Она хотела, чтобы они изучали медицину. Косма и Дамиан после окончания обучения лечили людей, странствуя по городам. Святые не брали с больных никакой платы за исцеление от недугов.

Косма и Дамиан Асийские изображены на древней византийской миниатюре как бессребреники, принимающие сумку лекаря от Самого Господа. Те больные, которых братья исцеляли, уверовали в Господа нашего Иисуса Христа и никогда не преступали Его заповедей. Если к Косме и Дамиану обращались за помощью язычники, то и они становились приверженцами христианской веры.

Святые братья всегда были неразлучны: вместе врачевали, вместе творили молитвы, вместе переживали все лишения и невзгоды кочевой жизни. Они свято хранили данный Господу обет бессребреников и ни разу не взяли плату за лечение. Но церковное предание гласит, что один из братьев незадолго до смерти нарушил слово, данное Богу. Однажды безнадежно больная женщина, выздоровев благодаря Дамиану, умоляла его принять от нее небольшое вознаграждение – три яйца. Дамиан не собирался нарушать обет, но вдова упросила принять дар во имя Святой Троицы. Когда он согласился, Косма так опечалился, что перед смертью завещал похоронить себя подальше от брата. Когда и Дамиан преставился, все были растеряны и не знали, исполнять ли предсмертную волю Космы.

Когда-то братья спасли от смерти в пустыне одного верблюда. Это животное и разрешило все сомнения, сказав человеческим голосом, что Дамиан принял от исцеленной женщины дар в честь Святой Троицы, а не ради корысти. Так неразлучных братьев похоронили в одной могиле. Вскоре в Месопотамии, в местечке под названием Фереман, над их могилой был выстроен храм, который славился множеством чудесных исцелений. Но исцеления происходили не только после паломничества к святым мощам, но и в результате искренней молитвы, обращенной к братьям и произнесенной с верой в силу Господа. Самыми значимыми чудесами, сотворенными святыми при жизни, считаются спасение благочестивой женщины от домогательств насильника, исцеление больного чахоткой и вразумление его же, грешившего сквернословием. Именно поэтому святым Косме и Дамиану Асийским следует молиться об избавлении от сквернословия. Кроме того, они считаются покровителями семейного благополучия.

В честь святых Космы и Дамиана Асийских на Руси освящено немало храмов и часовен. Их изображения можно чаще всего увидеть на полях самых почитаемых образов или среди избранных святых.

Издавна Косму и Дамиана считали еще и покровителями детей. К святым братьям обращались за помощью при обучении их грамоте. Наверное, это произошло потому, что бессребреников часто изображают с пером и чернильницей, хотя письменные принадлежности в их руках символизируют врачевание словом, а травы у их ног напоминают об их земной профессии врача.

День памяти святых Космы и Дамиана Асийских установлен православной церковью 14 ноября (1 ноября по старому стилю).

Косма и Дамиан Аравийские.

Косма и Дамиан Аравийские жили в Римской империи в конце III века, во времена правления императоров Диоклетиана и Максимиана. Сведения о жизненном пути этих святых весьма скудны. Русская православная церковь стала с большим почтением относиться к ним после чудесного спасения царской семьи при крушении поезда недалеко от Харькова, случившегося 30 октября 1888 года. Император Александр III тогда некоторое время один удерживал на спине крышу перевернувшегося вагона, пока остальные пассажиры не выбрались наружу. Государь при этом возносил молитвы именно святым Косме и Дамиану Аравийским, чья память отмечалась в тот день. Россия была потрясена случившимся. Поэтому на месте, где царская семья была спасена от гибели, в деревне под названием Борки, вскоре выстроили храм. В то время в России было написано множество икон с изображением святых Космы и Дамиана. Им возносили благодарственные молитвы, служили молебны и возвели немало часовен и храмов.

Многие из написанных тогда образов сохранились. Например, в селе Хомутово, в храме Покрова Пресвятой Богородицы, хранится икона с изображением ангелов-хранителей всех членов царской семьи и святых, чью память православная церковь ежегодно отмечает 30 октября. Среди них есть и святые бессребреники Косма и Дамиан Аравийские. На Руси им молятся при недугах не только телесных, но и душевных, призывая их также защитить от внезапной смерти. День памяти святых Космы и Дамиана Аравийских православная церковь отмечает 30 октября (17 октября по старому стилю).

Косма и Дамиан Римские.

Во второй половине III века в Риме жили братья Косма и Дамиан. Их родители были богатыми и знатными людьми и воспитывали сыновей по христианским заповедям. Они дали детям прекрасное образование. Косма и Дамиан в совершенстве владели искусством врачевания и, подобно другим бессребреникам с теми же именами, применяли свои знания во имя Иисуса Христа. Они исцеляли больных и страждущих, не требуя за это платы, а нередко и сами помогали неимущим больным.

Косма и Дамиан Римские, так же как и другие целителибессребреники, не дожидаясь прихода больных, сами путешествовали по окрестностям Рима и отыскивали тех, кто нуждался в их помощи. Всякий раз, прежде чем начать лечение, они наставляли больных в вере Христовой. Однажды исцеление от Космы и Дамиана получил один из самых ярых гонителей христиан – Карин, который после выздоровления также уверовал в Христа.

Несмотря на то что святые постоянно творили добро людям, нашелся человек, душа которого преисполнилась черной злобы и зависти. Это был врач-язычник, когда-то обучавший братьев навыкам медицины. Он позавидовал их умению исцелять и той славе, которая распространилась по всему Риму о целителях-бессребрениках. Чтобы осуществить свой злой замысел, завистник заманил братьев в горы, якобы желая показать им, где растут лекарственные растения. Дождавшись, когда Косма и Дамиан отойдут друг от друга, он по одному жестоко убил их.

Уже в IV веке в Риме был выстроен и освящен храм в честь святых целителей-бессребреников Космы и Дамиана с их мозаичным изображением. Неподалеку от Алушты в Крыму тоже есть храм в честь этих святых. Согласно церковному преданию, в этом месте жили святые Косма и Дамиан, отправленные правителями Диоклетианом и Максимианом в ссылку. У подножия горы Чатырдаг бьет целебный источник, освященный в их честь. Здесь же находится и монастырь имени святых целителей-бессребреников, где хранится чудотворный образ Космы и Дамиана Римских.

К помощи этих святых следует прибегать при любых недугах, молиться им о даровании ума слабо развивающимся детям, просить о благополучии в супружеской жизни.

День памяти святых Космы и Дамиана Римских православная церковь установила 14 июля (1 июля по старому стилю).

Тропарь (глас 5-й)

Святии безсребреницы и чудотворцы, Космо и Дамиане, посетите немощи наша: туне приясте, туне дадите нам.

Благодать приимше исцелений, простираете здравие сущим в нуждах, врачеве, чудотворцы преславнии, но вашим посещением ратников дерзости низложисте, мир исцеляюще чудесы.

Молитва (вариант 1)

К вам, святии безсребреницы и чудотворцы Космо и Дамиане, яко к скорым помощником и теплым молитвенником о спасении нашем, мы, недостойнии, преклоньше колена, прибегаем и, припадающе, усердно вопием: не презрите моления нас грешных, немощных, во многая беззакония впадших и по вся дни и часы согрешающих. Умолите Господа, да пробавит нам, недостойным рабом Своим, великия и богатыя Своя милости; избавите нас от всякия скорби и болезни, вы бо прияли есте от Господа и Спаса нашего Иисуса Христа неоскудную благодать исцелений, ради твердыя веры, безмезднаго врачевания и мученическия кончины вашея. Услышите нас, молящихся, и благоприятным ходатайством вашим испросите у Христа Бога православным правителем России здравие, благоденствие, спасение, на враги же победу и одоление и благословение Божие. Паки припадающе прилежно молим, испросите нам от Господа вся благополезная, яже в животе нашем временнем, наипаче же ко спасению вечному служащая, да сподобимся молитвами вашими улучити кончину христианскую, безболезненну, непостыдну, мирну, и да избавимся от козней диавольских и вечныя муки; безконечнаго же и блаженнаго Царствия Небеснаго наследницы будем. Ей, угодницы Божии, не престайте молящеся за ны, с верою к вам притекающия: аще бо по множеству грехов наших и несмы достойни милосердия вашего, обаче вы вернии подражателие человеколюбия Божия суще, сотворите, да принесем плоды достойны покаяния и в вечный покой достигнем, хваляще и благословяще дивнаго во святых Своих Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Пречистую Матерь Его, и ваше теплое заступление всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитвы святым

Память: 1 / 14 ноября

Искусные врачи, мученики обрели дары Духа Святого – силою молитв исцелять душевные и телесные недуги, хранить души свои в нестяжательности и братолюбии. К этим святым врачам обращаются за молитвенной помощью в болезнях. Их просят помочь при притеснениях начальством и преподавателями, просят защиты от завистников и недоброжелателей.

Тропарь безсребреникам и чудотворцам врачам Косме и Дамиану, глас 8

Святии безсребреницы и чудотворцы Космо и Дамиане, посетите немощи наша: туне приясте, туне дадите нам.

Кондак безсребреникам и чудотворцам врачам Косме и Дамиану, глас 2

Благодать приимше исцелений, простираете здравие сущим в нуждах, врачеве, чудотворцы преславнии, но вашим посещением ратников дерзости низложите, мир исцеляюще чудесы.

Молитва первая безсребреникам и чудотворцам врачам Косме и Дамиану

К вам, святии безсребреницы и чудотворцы Космо и Дамиане, яко к скорым помощником и теплым молитвенником о спасении нашем мы, недостойнии (имена ), преклонше колена, прибегаем и припадающе усердно вопием: не презрите моления нас грешных, немощных, во многая беззакония впадших, и по вся дни и часы согрешающих. Умолите Господа, да пробавит нам, недостойным рабом Своим, великия и богатая Своя милости: избавьте нас от всякия скорби и болезни, вы бо прияли есте от Бога и Спаса нашего Иисуса Христа неоскудную благодать исцелений, ради твердыя веры, безмезднаго врачевания и мученическия кончины вашея. Ей, угодницы Божии, не престайте молящеся за ны, с верою к вам притекающия: аще бо по множеству грехов наших и несмы достойни милосердия вашего, обаче вы, вернии подражателие человеколюбия Божия суще, сотворите, да принесем плоды достойны покаяния, и в вечный покой достигнем, хваляще и благословяще дивнаго во святых Своих Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Пречистую Матерь Его, и ваше теплое заступление, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая безсребреникам и чудотворцам врачам Косме и Дамиану

О чудотворцы славнии, врачеве безмезднии, Космо и Дамиане! Вы от юности Христа Бога возлюбивше и Того повеления всем сердцем соблюдающе, аще и вдасте себе учению врачебному, но добродетельнаго ради жития и чистоты душевныя, силою Христа Бога, не врачевания токмо искусство, но паче неоскудную благодать исцеления всяких неисцельных недугов от Бога прияли есте. Отонюдуже любовию и милосердием к недугующим подвизаеми, не токмо людем, но и скотом исцеления болезней подаваете, неисчетным множеством чудес ваших весь мир наполняете, и не телесныя токмо недуги исцеляете, но и верою Христовою души просвещаете, в терпении болезней укрепляете, в тяжких недузех о исправлении жития вразумляете и ко Христу покаянием привлекаете. Темже ныне и нас, припадающих к вам пред честною иконою вашею, скоро услышите.

Юныя дети, вашей помощи во учении книжнем просящия, вашими молитвами наставите, да вашему житию ревнующе, не земное точию научение приобрящут, но паче во благочестии и правой вере непрестанно да преспевают. На одре болезни лежащим, человеческия помощи отчаянным, к вам же тепле с верою и усердною молитвою прибегающим, исцеление болезней вашим милостивым, чудодейственным посещением даруйте. Многажды в болезни впадающия и от лютых недуг в уныние, малодушие и роптание пришедшия, данною вам от Бога благодатию в терпении утвердите, и наставите, да уразумеют волю о них Божию святую и совершенную, и сами себе и живот свой воле Христа Бога предают. В недузех сущих, о исправлении же жития нерадящих, в гресех не раскаивающихся, сердцем ожесточенных, сокрушите во спасение и к покаянию призовите, да немощни суще телом, здрави пребудут душею, и причастницы соделаются Божия спасительныя благодати. Братию святаго храма сего, вашему святому заступлению от Бога врученную, и всех к вам усердно прибегающих невредимы сохраните от долгонедужия, от болезней лютых и неисцельных, от разслабления тела, от исступления ума, от смертоносныя язвы, от внезапныя смерти, и мощным ходатайством вашим к Богу соблюдите в правой вере твердых, во благочестии преспеющих, в добрых делех усердных, в молитве к Богу прилежных, да с вами вкупе сподобятся в будущем веце присно воспевати и славити всесвятое и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Величание безсребреникам и чудотворцам врачам Косме и Дамиану

Величаем вас, святии безсребренницы и чудотворцы Космо и Дамиане, и чтим святую память вашу, наставницы заблуждших, исцелители болящих и собеседницы Ангелов

Акафист беcсребреникам и чудотворцам врачам Косме и Дамиану:

Каноны безсребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану:

Житийная и научно-историческая литература о врачах-беcсребрениках и чудотворцах Косме и Дамиане:

  • Мученики, чудотворцы и бессребреники-врачи Косма и Дамиан – Православие.Ru
  • Слово о болезнях тела и души в день памяти святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана – митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир Иким

Читайте также по теме:

Христианское отношение к болезни и скорбям:

  • Святоотеческое отношение к болезни – Юрий Максимов
  • О посте, исповеди, подготовке к причащению в паломничестве и псевдоправославии – епископ Егорьевский Марк
  • Почему болеют дети? – Оксана Федотова
  • Дети с синдромом Дауна могут дать очень много любви, добра, света, покоя – иерей Петр Коломейцев
  • "Жизнь ребенка держится на ниточке" – беседа с акушером-гинекологом Николаем Ячменевым
  • "Я к врачам обращаться не стану?" – иерей Сергий Филимонов
  • Библейский взгляд на причины и сущность болезней – протоиерей Леонид Грилихес
  • Почему "много скорбей у праведного"? – Юрий Максимов
  • О "невинных" страданиях – профессор Алексей Осипов
  • Уныние – это грех. Христианин должен быть оптимистом! – Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II
  • Чем глубже скорбь. – Наталья Сухинина
  • Режим – протоиерей Сергий Николаев
  • Правильные и неправильные страдания – протоиерей Сергий Николаев
  • Когда болеют дети – иерей Алексей Грачев
  • Значение болезней – Николай Гоголь
  • Болезнь как лекарство, болезнь как школа – протоиерей Сергий Николаев
  • Доктора и лекарства – протоиерей Сергий Николаев
  • В вашей семье больной – протоиерей Сергий Николаев
  • О путях формирования болезней – Николай Гурьев
Читать другие молитвы раздела "Православный молитвослов"

Читайте также:

© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 – 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:

Молитва святым бессребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану.

Чудотворцы славнии, врачеве безмезднии, Космо и Дамиане! Вы от юности Христа Бога возлюбивше и Того повеления всем сердцем соблюдающи, аще и вдасте себе учению врачебному, но добродетельнаго ради жития и чистоты душевныя, силою Христа Бога, не врачевания токмо искусство, но паче неоскудную благодать исцеления всяких недугов от Бога прияли есте. Отонюдуже любовию и милосердием к недугующим подвизаеми, не токмо людем, но и скотом исцеления болезней подаваете, неисчетным множеством чудес ваших весь мир наполняете, и не телесныя токмо недуги исцеляете, но и верою Христовою души просвещаете, в терпении болезней укрепляете, в тяжких недузех о исправлении жития вразумляете и ко Христу покаянием привлекаете. Тем же ныне и нас, припадающих к Вам пред честною иконою вашею, скоро услышите, юныя дети, вашей помощи во учении книжном просящия, вашими молитвами наставите, да вашему житию ревнующе, не земное точию научение приобрящут, но паче во благочестии и правой вере выну да преуспеют. На одре болезни лежащим, человеческая помощи отчаянным, к вам же тепле с верою и усердною молитвою прибегающим, исцеление болезней вашим милостивым, чудодейственным посещением даруйте. Многажды в болезни впадающия и от лютых недугов в уныние, малодушие и роптание пришедшия, данною вам от Бога благодатию в терпении утвердите, и наставите, да уразумеют волю о них Божию святую и благую и сами себе и живот свой воли Христа Бога предают. В недузех сущих, о исправлении же жития не радящих, во гресех не раскаивающихся, сердцем ожесточенных сокрушите во спасение и к покаянию призовите, да немощни суще телом, здрави пребудут душею, и причастницы соделаются Божия спасительныя благодати. Братию Святаго Храма сего, вашему Святому заступлению от Бога врученную, и всех к вам усердно прибегающих невредимы сохраните от долгонедужия, от болезней лютых и неисцельных, от разслабления тела, от иступления ума, от смертоносныя язвы, от внезапныя смерти, и всемощным ходатайством вашим к Богу соблюдите в правой вере твердых, во благочестии преспевающих, в добрых делах усердных, в молитве к Богу прилежных, да с Вами вкупе сподобятся в будущем веце присно воспевати и славити всесвятое и великолепое имя Отца, и Сына, и Святаго духа, во веки веков. Аминь.

Тропарь бессребреникам Косме и Дамиану

Святии бессребреницы и чудотворцы, Космо и Дамиане, посетите немощи наша: туне приясте, туне дадите нам.

Величаем вас, чудотворцы славнии, Космо и Дамиане, и чтим святую память вашу, наставницы заблуждшим, исцелители болящим и собеседницы Ангелом.

Акафист святым безсребренником и чудотворцем Косме и Дамиану Ассийским Акафист святым безсребренником и чудотворцем Косме и Дамиану Римским

Святые бессребреники Косма и Дамиан были родные братья. Отечество их - Асия. Так в древние времена называлась часть Малой Азии. Ни время их рождения, ни время смерти неизвестно. Несомненно только то, что они жили не позднее IV века. Так нужно думать, во-первых, потому что в первой половине V века, при императоре Феодосии младшем, устрояли во имя их святые храмы, во-вторых потому, что копты, отделившиеся от православия со времен Халкидонского собора (431 г.), признают их в лике святых, тогда как живших после сего времени святых они не принимают.

Отец их был грек и язычник, мать - христианка, по имени Феодотия. В ранних летах они лишились своего родителя, но это послужило к их счастию. Мать могла свободнее заняться воспитанием детей. Решившись на всю жизнь остаться вдовою, она ревностно исполняла закон христианский; отказавшись от всех радостей жизни, она о том только заботилась, чтобы угодить Господу. Словом, была истинною вдовицею, каких восхваляет апостол Павел: истинная вдовица и уединена, уповает на Бога и пребывает в молитвах и молениих день и нощь (1 Тим. 5, 5).

Поэтому Святая Церковь причла ее к лику святых, наименовала преподобною и творит память ее вместе с ее чадами. Можно понять, какое воспитание получили дети под руководством такой матери. С самого младенчества она старалась внушить им страх Божий и любовь к добродетели. А как скоро дети стали приходить в возраст, она отдала их в научение грамоте к некоему богобоязненному мужу. Здесь, конечно, главной наукой было Божественное Писание, но в то же время они, движимые любовью к страждущему человечеству, изучали врачебную науку, узнавали целительные свойства трав и растений.

Господь благословил благое их намерение и даровал им особенную благодать - дар исцелений и чудотворений. Болезни прекращались, как скоро начинали лечить Косма и Дамиан. Это, разумеется, привлекало к ним множество болящих всякого рода.

Слепые, хромые, расслабленные, бесноватые окружали чудотворцев. Но святые этим не отягощались. Мало того, чтобы быть доступнее для болящих, они сами искали их и для сего переходили из города в город, из веси в весь, и всем больным, без различия пола и возраста, звания и состояния, подавали исцеление.

И это делали они не для того, чтобы обогатиться или прославиться, но с самою чистою, высокою целью - служить страждущим ради Бога, любовь к Богу выразить в любви к ближним. Поэтому они ни от кого никогда не принимали никакой награды за свои труды, никаких даже знаков благодарности за собственные благодеяния. Они твердо знали-и верно сохранили заповедь Спасителя: болящия исцеляйте, прокаженныя очищайте, мертвыя воскрешайте, бесы изгоняйте: туне приясте, туне дадите (Мф. 10, 8).

Даром получили они благодать от Бога, даром и раздавали ее. Об одном только просили они исцеленных ими: чтобы те твердо веровали во Христа, свято жили во Христе; если же врачуемые еще не были просвещены светом Евангелия, то старались обратить их к христианской вере. Таким образом, врачуя телесные недуги, они в то же время врачевали и недуги душевные.

За это бескорыстное служение страждущему человечеству, за эти чудесные исцеления болезней неисцельных Святая Церковь величает их бессребрениками и чудотворцами.

Но не на людей только простиралась врачебная сила святых врачей. Они не забывали и бессловесных животных. Праведник милует души скотов, говорит слово Божие (Притч. 12, 10). Верные сей заповеди, они ходили по домам, пустыням и лесам, сами отыскивали болящих животных и подавали им исцеление. Благодарные животные чувствовали их благодеяния, знали своих благодателей и, как скоро сии показывались в пустынях, ходили вслед за ними целыми стадами.

Однажды случилось им зайти в одно пустынное место. Здесь они нашли едва живого верблюда. Сюда загнал и здесь разбил его диавол; святые сжалились над животным, исцелили его и отпустили здоровым в свое место. После, как увидим, животное не осталось неблагодарным к ним.

В таких делах милосердия прошла вся жизнь святых бессребреников. Братья никогда не расставались друг с другом, вместе молились, вместе ходили, вместе врачевали. И это они делали не без цели. Дав обет никогда ни от кого ничего не брать, они опасались, чтобы кто-нибудь тайно друг от друга не взял от исцеленных каких-либо даров. Всю свою жизнь хранили они обет свой, и только под конец ее одному из них Господь попустил нарушить его.

В те времена была некоторая жена, именем Палладия. Несколько лет страдая тяжкою болезнию, не получая облегчения ни от каких врачей, чувствуя уже приближение смерти, она вдруг услыхала о святых врачах, которые исцеляют всякие болезни.

С верою в чудодейственную их силу она послала просить их к себе. Святые исполнили ее просьбу, и, как только вошли в дом ее, больная получила исцеление и встала совершенно здоровою. В благодарность за исцеление она готова была отдать им все свое имение, предлагала богатые подарки, но святые ничего не принимали.

Тогда она придумала средство хотя бы одного из них упросить принять от нее ничтожный дар. Взяв три яйца, она тайно пришла к святому Дамиану и заклинала его именем Божиим взять от нее эти три яйца во имя Святой Троицы. Дамиан долго отказывался, но ради клятвы жены, ради имени Божия, уступил ее просьбе.

Косма об этом узнал, весьма огорчился и тогда же сделал завещание, чтобы, по преставлении их, не полагали вместе с ним тело Дамиана, как нарушившего обет Господу, взявшего мзду за исцеление. В ту же ночь явился Господь Косме и сказал: «Для чего ты скорбишь ради взятых трех яиц? Они взяты не ради мзды, но ради клятвы жены в Мое имя...» Косма утешился, но никому не сказал о своем видении. Сотворив после сего еще много знамений и чудес, с миром почил святой Косма.

Чрез несколько времени после его кончины почил с миром и святой Дамиан. Люди, чтившие их память, окружили тело Дамиана и недоумевали, где положить его. Завещание Космы было у всех в свежей памяти, нарушить его страшились.

И вот, когда они в недоумении стояли при святом теле, внезапно подошел к ним верблюд. Люди молчали, заговорил верблюд. «Человецы Божии, - так начал речь бессловесный, - много насладившиеся знамений и чудес от святых Космы и Дамиана, и не только вы, но и мы, животные, данные вам на службу Богом. Как слуга я пришел к вам поведать тайну Космы, чтобы не разлучать их друг от друга, но вместе положить их».

Верблюд этот был тот самый, который некогда был исцелен святыми. Люди, окружившие тело святого, возблагодарили Господа, так чудесно открывшего тайну Свою, и, положив святые мощи бессребреников в одну раку, погребли их на месте, называемом Фереман (ныне не существует, разрушен турками). Судя по описаниям подлинников, они скончались в средних летах.

Вскоре на месте их погребения устроена была церковь чудная и преславная, как говорит их жизнеописатель. В эту церковь из ближних и дальних стран стекались всякого рода болящие.

Видя такое неоскудное и неиждиваемое богатство святых, недужные постоянно окружали их храм. После сего можно судить, недужные постоянно окружали их храм. После сего можно судить, как много совершено было чудотворений святыми бессребрениками. Недаром жизнеописатель их говорит, что легче измерить море и пересчитать звезды, нежели поведать все чудеса святых. Из множества чудес он описал двенадцать, и довольно подробно. Димитрий, митр. Ростовский, в своих Четьях-минеях описал только два чуда. Мы из двенадцати кратко расскажем о шести.

В Феремане жил некто Малх. Однажды, отправляясь в далекий путь, он привел жену свою к церкви святых бессребреников и сказал ей: «Вот, я отхожу далеко, а тебя оставляю под покровительством святых Космы и Дамиана. Живи дома до тех пор, пока я не пришлю к тебе какой-нибудь знак, который ты верно узнаешь, что он мой». Сказав это, они расстались.

Через несколько времени диавол, приняв на себя вид знакомого человека, пришел к жене Малховой, показал ей тот самый знак, о котором говорил муж ее, и сказал: «Муж твой прислал меня, чтобы я проводил тебя к нему».

Жена, увидев знак, данный мужем, поверила, но идти к нему решилась не прежде, как провожатый дал клятву в церкви святых бессребреников на пути ничем не оскорблять ее. Но что значила клятва для беса? Ему нужно было ослабить в людях веру в покровительство святых бессребреников.

И вот, как только приехали они в дикое, пустынное место, дьявол столкнул женщину с ослицы, на которой она ехала, и хотел убить. Жена в ужасе вскричала: «Святии Космо и Дамиане, помозите ми и избавите мя!».

Святые всегда близки ко всем, призывающим их. Внезапно явились два всадника. Злой дух узнал, кто были эти всадники, побежал на высокую гору, бросился в пропасть и исчез. А всадники, взяв жену, благополучно возвратили в дом ее. Жена кланялась им и благодарила, но только просила сказать, кто они, спасители ее? «Мы, - отвечали святые, - Косма и Дамиан, которым вручил тебя муж твой, отходя в путь». Сказав это, они стали невидимы. Жена же от страха и радости упала на землю.

Пришед в себя, она поспешила в храм святых бессребреников и там слезно благодарила их, и всем рассказала о своем спасении.

Некоторый юноша, от испуга лишившийся ума, приведен был в храм святых бессребреников с надеждою получить исцеление. Несколько дней и ночей провел он при церкви святых, не получив исцеления.

Чрез несколько времени пришел к нему отец его, благочестивый старец. Молитва родителя была услышана. Сын, доселе не узнававший отца, стал узнавать его. Наконец святые, невидимо возложив на него руки, совершенно исцелили его и, явившись отцу, повелели ему идти в свой дом, славя Бога.

Некоторый муж, страдавший болезнию в легких, сопровождавшейся кровохарканием, пришел к раке мощей святых бессребреников просить исцеления. Болезнь его была так опасна, что все считали его уже близким к смерти, а жена его даже готовила все нужное для погребения. Нужно заметить, что больной доселе не верил в чудодейственную силу святых и нередко изрыгал хулу на Бога.

Святые исцелили его от того и другого недуга. В ночном видении они возвестили, чтобы ищущий исцеления отселе никогда не говорил хульных слов и целый год воздерживался от употребления мяса. Больной с радостью принял то предложение и верно исполнил его. Тогда повелением святых кровь, шедшая гортанью, остановилась, легкие укрепились, и больной, возблагодарив чудных врачей, с радостию пошел в дом свой.

Пришла в церковь святых бессребреников некоторая жена немая и глухая. Страдая много лет этою тяжкою болезнию, она, кроме небесной, никакой не могла ожидать себе помощи. Долго, неотступно, со слезами молила она святых врачей исцелить ее от того и другого недуга. Наконец, молитва ее была услышана. Немая и глухая часто в уме своем повторяла Трисвятое. Чрез Трисвятое явили чудо и святые бессребреники.

Во время вечернего богослужения в храме их, когда, по обычаю, пето было Трисвятое, внезапно глухая услышала поющих и, доселе немая, с поющими начала петь Трисвятое. Пораженная необыкновен-ным чудом, она громогласно исповедала величие Божие, явленное чрез святых бессребреников.

Святые бессребреники совершали чудеса и в странах языческих. Случилось одному эллину, поклоннику Кастора и Поллукса (боги языческие), впасть в тяжкий, невыносимый недуг. Друзья его советовали ему идти в храм святых бессребреников Космы и Дамиана. Больной послушался. Здесь, видя множество недужных, множество исцелеваемых, он, наконец, и сам убедился в чудодейственной силе врачей и с верою начал просить их о помиловании.

Святые, явившись ему оба вместе, сказали: «Друг! Для чего ты пришел к нам? Для чего ты просишь нас! Да и не сам ты пришел к нам, а другими послан. Мы не Кастор и Поллукс, но рабы Христа -бессмертного Царя, именем Косма и Дамиан. Итак, если верою познаешь нашего Владыку, то получишь от Него исцеление».

Эллин, страдая нестерпимыми муками, познал Бога Истинного, непрестанно взывал к святым о помиловании и дал обет принять христианскую веру. Святые, провидя чистоту его веры, возложили на него руки и подали совершенное избавление. Исцелевший исполнил обет свой - принял святое крещение. Возвратившись в дом свой совершенно здоровым, он с великою радостью рассказывал всем о чудесах святых бессребреников, о ничтожестве Кастора и Поллукса, о превосходстве учения христианского. Многие из слушателей умилялись и, презрев свою веру, принимали христианство.

Некто - любитель народных зрелищ - страдал болезнью в груди. Ни в чем не находя себе облегчения, он, наконец, вынужден был идти в храм святых бессребреников. Святые врачи, видя его усердие, умилосердились над больным.

В следующую же ночь они явились ему и повелели выпить одну чашу смолы (пекла). Больной не исполнил их повеления. Святые явились ему во второй раз и к одной чаше прибавили другую. Когда же он и этого не исполнил, явились ему в третий раз и велели ему выпить три чаши.

Несмотря на болезнь, которая увеличивалась в нем с каждым днем, он никак не хотел исполнить повеления святых. Наконец, они снова явились ему во сне и с веселыми лицами сказали: «Друг, что так вопиешь к нам? Если тебе неприятно для своего здравия выпить три чаши смолы, то вылей их в один сосуд и, дождавшись глубокого вечера, иди с ним в гору, на место зрелищ, и там зарой его так, чтобы никто тебя не видел. Если это сделаешь, то получишь исцеление».

Больной с радостью исполнил все, как было приказано. Но все, что он делал, видел один запоздалый на том месте человек. Объясняя его странный поступок чародейством, он, заметив место, пошел и привел с собою многих других людей. Те, удостоверившись в истине показания, взяли и представили мнимого волхва на суд. Стали допрашивать. Он рассказал всю правду - ему не верили.

Наконец, решили тем, что если действительно таково было повеление святых бессребреников, то в виду всех он должен выпить эти три чаши и получить исцеление. Больной с радостью принял сосуд, который казался ему неприятным, в виду всех выпил его, и тотчас же силою святых бессребреников получил исцеление; с радостью пошел он в храм их и, воздав благодарение, всем рассказывал, как святые бессребреники и от болезни его исцелили, и послушанию научили, и от народных зрелищ отучили.

Все эти чудеса совершены святыми бессребрениками во Асии, и большею частью в их храме, при святых мощах. Конечно, там же составлялось и описание их. На славянский язык оно переведено с греческого, что доказывают многие слова, оставленные в славянском тексте без перевода. Нет сомнений, что благодать чудотворений святых бессребреников проявлялась и в нашем Отечестве. Недаром предки наши так много воздвигли святых храмов во имя их.

В нашем Отечестве святые бессребреники Косма и Дамиан (Асийские) преимущественно считаются покровителями детей. К ним прибегают с молитвою при начале учения грамоте, чтобы они укрепили еще слабые детские силы и содействовали их правильному развитию.

Конечно, такое убеждение в нашем народе составилось недаром. Основанием для него могли послужить, отчасти, самое житие их, отчасти, и церковная им служба: во-первых, в житии их есть сказание о том, как они были отведены своею матерью в научение грамоте. Этот случай из их жизни изображается и на иконах, во вторых, в церковной службе они прославляются как мудрые врачи тайноучимые живописным словесам, всякого разума и мудрости исполненным, которые всем знание подают.

В четьях-минеях митрополита Макария есть поучение на память святых бессребреников Космы и Дамиана (1 ноября), в котором из дневного Евангелия избрана тема: «Каковому должно быть учителю». В развитии ее есть такие выражения: «Святые учители тело врачевали чудесами, душу поучением. Они прихождаху к ним чудес ради, они же поучения ради. Ничто же ино так подобает учителю, яко же смирение и нестяжание имения». Все это так близко подходит к святым бессребреникам. Конечно, в древние времена это поучение читалось в храме. Народ его слышал и начал приходить к святым бессребреникам не только «чудес ради, но и поучения ради».

Православный народ, видя на иконах, читая в их житии сказание о научении грамоте их самих, слыша в храмах, что они всем знание подают, не мог не прийти к тому заключению, что они особенно покровительствуют учащимся. А благодать святых бессребреников бесконечна есть, как поет Святая церковь. Они не только мудрые врачи, но и мудрые наставники; помогая всем, приходящим к ним с верою, могут ли они отказать детям?

Оканчивая описание жизни святых бессребреников, иже от Асии, нельзя не упомянуть о похвальном им слове, которое в древних списках помещалось вслед за описанием их жизни, и которое, конечно, в память их читалось при богослужении. Происхождение его, как думают ученые, русское потому что в конце его упоминается о правоверном князе. В нем, после витиеватого вступления, содержится похвала или величание святым бессребреникам, изложенное в форме акафиста а в конце делается молитвенное к ним обращение.

Косма и Дамиан врачи-бессребреники. Бессребреники — люди, имеющие имущество, но отказывающиеся от владения им; люди, которым чужды сребролюбие (любовь к деньгам), корыстолюбие.

Православная церковь почитает три пары святых, живших, как считается, в разное время и разных местах:

— Косма и Дамиан Асийские (1/14 ноября)
— Косма и Дамиан, пострадавшие в Риме (1/14 июля)
— Косма и Дамиан Аравийские (17/30 октября)

Наиболее почитаемые были Косма и Дамиан Асийские : близнецы, изучившие медицину в Сирии, жившие в Кирилии, в городке Эгея на берегу залива Александретта.

Святые бессребреники Косма и Дамиан были родные братья. Они родились в Асии (часть Малой Азии). Время рождения и смерти точно не известно. Считается, что они жили не позднее IV века. Их отец, грек и язычник, умер когда они были ещё малыми детьми, но это послужило к их счастию. Воспитанием братьев занималась их мать-христианка - Феодотия. Решившись на всю жизнь остаться вдовою, она ревностно исполняла закон христианский; отказавшись от всех радостей жизни, она о том только заботилась, чтобы угодить Господу. Словом, была истинною вдовицею, каких восхваляет апостол Павел: истинная вдовица и уединена, уповает на Бога и пребывает в молитвах и молениих день и нощь (1 Тим. 5:5).

Можно понять, какое воспитание получили дети под руководством такой матери. С самого младенчества она старалась внушить им страх Божий и любовь к добродетели. А как скоро дети стали приходить в возраст, она отдала их в научение грамоте к некоему богобоязненному мужу. Здесь, конечно, главной наукой было Божественное Писание, но в то же время они, движимые любовью к страждущему человечеству, изучали врачебную науку, узнавали целительные свойства трав и растений.

Господь благословил благое их намерение и даровал им особенную благодать - дар исцелений и чудотворений. Болезни прекращались, как скоро начинали лечить Косма и Дамиан. Это, разумеется, привлекало к ним множество болящих всякого рода. С больных, которых лечили святые, они никогда не брали платы, соблюдая заповедь Иисуса Христа: «Даром получили, даром давайте » (Мф. 10, 8). Даром получили они благодать от Бога, даром и раздавали ее. Об одном только просили они исцеленных ими: чтобы те твердо веровали во Христа, свято жили во Христе; если же врачуемые еще не были просвещены светом Евангелия, то старались обратить их к христианской вере. Таким образом, врачуя телесные недуги, они в то же время врачевали и недуги душевные.

За это бескорыстное служение страждущему человечеству, за эти чудесные исцеления болезней неисцельных Святая Церковь величает их бессребрениками и чудотворцами.

Но не только на людей простиралась врачебная сила святых врачей. Однажды случилось им зайти в одно пустынное место. Здесь они нашли едва живого верблюда. Святые сжалились над животным, исцелили его и отпустили здоровым в свое место. После, как увидим, животное не осталось неблагодарным к ним.

В таких делах милосердия прошла вся жизнь святых бессребреников. Братья никогда не расставались друг с другом, вместе молились, вместе ходили, вместе врачевали. И это они делали не без цели. Дав обет никогда ни от кого ничего не брать, они опасались, чтобы кто-нибудь тайно друг от друга не взял от исцеленных каких-либо даров. Всю свою жизнь хранили они обет свой, и только под конец ее одному из них Господь попустил нарушить его.

По легенде, святых братьев однажды позвали к тяжело больной женщине по имени Палладия, которая несколько лет страдала тяжкой болезнью. Её отказались лечить все врачи из-за её безнадежного состояния. Она уже чувствовала приближение смерти. Но, по молитве святых Космы и Дамиана, она получила исцеление и стала совершенно здорова. В благодарность за исцеление она готова была отдать им все свое имение, предлагала богатые подарки, но святые ничего не принимали.

Тогда она придумала средство хотя бы одного из них упросить принять от нее ничтожный дар. Взяв три яйца, она тайно пришла к святому Дамиану и заклинала его именем Божиим взять от нее эти три яйца во имя Святой Троицы: «Прими этот малый дар во Имя Святой Живоначальной Троицы - Отца, Сына и Святого Духа ». Услышав имя Троицы, бессребреник не посмел отказаться.

Косма, узнав о случившемся, огорчился. Он подумал, что брат нарушил их строгий обет. Когда Косме пришло время умирать, он завещал, чтобы брата не хоронили рядом с ним. Через некоторое время умер и Дамиан. Люди не могли решить, где будет могила Дамиана. Но тут свершилось чудо: к людям пришёл верблюд, которого когда-то святые вылечили от бешенства, и проговорил человеческим голосом, чтобы, не сомневаясь, положили Дамиана рядом с Космой, потому что «не ради мзды принял Дамиан дар женщины, а ради Господа». Так мощи святых братьев были положены вместе в Феремане (Месопотамия).

Вскоре на месте их погребения устроена была церковь чудная и преславная, как говорит их жизнеописатель. В эту церковь из ближних и дальних стран стекались всякого рода болящие.

Чудеса совершенные святыми бессребрениками после смерти

По преданию и после смерти святые бессребреники совершили много чудес. Вот некоторые из них.

Некоторый муж, страдавший болезнию в легких, сопровождавшейся кровохарканием, пришел к раке мощей святых бессребреников просить исцеления. Болезнь его была так опасна, что все считали его уже близким к смерти, а жена его даже готовила все нужное для погребения. Нужно заметить, что больной доселе не верил в чудодейственную силу святых и нередко изрыгал хулу на Бога. Святые исцелили его от того и другого недуга. В ночном видении они возвестили, чтобы ищущий исцеления отселе никогда не говорил хульных слов и целый год воздерживался от употребления мяса. Больной с радостью принял то предложение и верно исполнил его. Тогда повелением святых кровь, шедшая гортанью, остановилась, легкие укрепились, и больной, возблагодарив чудных врачей, с радостию пошел в дом свой.

Пришла в церковь святых бессребреников Космы и Дамиана некоторая женщина немая и глухая. Страдая много лет этою тяжкою болезнию, она, кроме небесной, никакой не могла ожидать себе помощи. Долго, неотступно, со слезами молила она святых врачей исцелить ее от того и другого недуга. Наконец, молитва ее была услышана. Немая и глухая часто в уме своем повторяла Трисвятое. Чрез Трисвятое явили чудо и святые бессребреники. Во время вечернего богослужения в их храме, когда, по обычаю, пели Трисвятое, внезапно глухая услышала поющих и, доселе немая, с поющими начала петь Трисвятое. Пораженная необыкновенным чудом, она громогласно исповедала величие Божие, явленное чрез святых бессребреников.

Некто - любитель народных зрелищ - страдал болезнью в груди. Ни в чем не находя себе облегчения, он, наконец, вынужден был идти в храм святых бессребреников. Святые врачи, видя его усердие, умилосердились над больным. В следующую же ночь они явились ему и повелели выпить одну чашу смолы (пекла). Больной не исполнил их повеления. Святые явились ему во второй раз и к одной чаше прибавили другую. Когда же он и этого не исполнил, явились ему в третий раз и велели ему выпить три чаши. Несмотря на болезнь, которая увеличивалась в нем с каждым днем, он никак не хотел исполнить повеления святых. Наконец, они снова явились ему во сне и с веселыми лицами сказали: «Друг, что так вопиешь к нам? Если тебе неприятно для своего здравия выпить три чаши смолы, то вылей их в один сосуд и, дождавшись глубокого вечера, иди с ним в гору, на место зрелищ, и там зарой его так, чтобы никто тебя не видел. Если это сделаешь, то получишь исцеление ». Больной с радостью исполнил все, как было приказано. Но все, что он делал, видел один запоздалый на том месте человек. Объясняя его странный поступок чародейством, он, заметив место, пошел и привел с собою многих других людей. Те, удостоверившись в истине показания, взяли и представили мнимого волхва на суд. Стали допрашивать. Он рассказал всю правду - ему не верили. Наконец, решили тем, что если действительно таково было повеление святых бессребреников, то в виду всех он должен выпить эти три чаши и получить исцеление. Больной с радостью принял сосуд, который казался ему неприятным, в виду всех выпил его, и тотчас же силою святых бессребреников получил исцеление; с радостью пошел он в храм их и, воздав благодарение, всем рассказывал, как святые бессребреники и от болезни его исцелили, и послушанию научили, и от народных зрелищ отучили.

Все эти чудеса совершены святыми бессребрениками во Асии, и большею частью в их храме, при святых мощах.

Нет сомнений, что благодать чудотворений святых бессребреников проявлялась и на Руси. Недаром предки наши так много воздвигли святых храмов во их имя.

Святые бессребреники Косма и Дамиан Ассийские

На Руси святые бессребреники Косма и Дамиан (Асийские) преимущественно считаются покровителями детей. К ним прибегают с молитвою при начале учения грамоте, чтобы они укрепили еще слабые детские силы и содействовали их правильному развитию.

Тропарь, глас 8
Святии безсребреницы и чудотворцы, Космо и Дамиане, посетите немощи наша: туне приясте, туне дадите нам.

Кондак, глас 2
Благодать приимше исцелений, простираете здравие сущим в нуждах, врачеве, чудотворцы преславнии, но вашим посещением ратников дерзости низложите, мир исцеляюще чудесы.

Величание
Величаем вас, чудотворцы славнии, Космо и Дамиане, и чтим святую память вашу, наставницы заблуждшим, исцелители болящим и собеседницы Ангелом .